Часть третья. Из чего сделаны наши дипломы?
Солнышко пригревает все больше, от ужасных ледяных глыб не осталось и следа, а ДИИТ снова наполнился голосами и смехом. Итак – весна – второй семестр начался! Весна для пятого курса, а местами и для четвертого – это пора димломная. Давайте попробуем понять, что должно быть в дипломе и что от студента хочет руководитель, зав.каф. и нормоконтролер, да и все эти люди, которые заседают в преподавательской.

А ты сдал практику?

Последние годы второй семестр для пятого курса специалистов начинается с производственной и преддипломной практики. Первая, по идее, должна дать вам опыт проектирования, разработки или тестирования ПО, а вторая – часть дипломного проекта.

С чего начать? Во-первых, надо сходить на кафедру и прочитать приказ с темой диплома. Во-вторых, надо посоветоваться с руководителем и определить порядок взаимодействия: обменяться контактами, договориться о консультациях. В идеале каждую неделю в один и тот же день вы будете являться и хвастаться своими достижениями, а также обсуждать проблемы. Такой подход реально стимулирует. Все возникшие вопросы обязательно записывайте – тогда общение с руководителем будет более продуктивным (а часть вопросов вы, возможно, решите еще не дойдя до него).

Далее необходимо перейти к первой части диплома – сбору и анализу требований и постановке задачи. После этого переходите к техническому заданию. Когда это сделаете, вам подпишут преддипломную практику. Ну или не подпишут ;)

Для четвертого курса программистов преддипломная практика начнется после восьми недель второго семестра и короткой сессии. Требования к сдаче – те же.

Из чего состоит диплом?

Диплом для КИТовца состоит из двух частей: программа и документация. Они должны полностью соответствовать друг другу. В состав документации входят:
  • техническое задание (ТЗ);
  • рабочий проект (РП);
  • пояснительная записка (ПЗ);
  • графические материалы (слайды).
В ТЗ наиболее важными являются функциональное и эксплуатационное назначение, а также требования к функционалу и входным/выходным данным.

Функциональное назначение – это в двух словах о том, что будет делать ваша программа. Например, программа будет управлять роботом, который гладит кота. Т.е. отвечаем на вопрос «что делает?». Эксплуатационное назначение – нематериальная выгода, которую вы (или заказчик) получите от данной разработки. Например, поддержка благоприятного эмоционального фона у кота, вследствие чего улучшится общая атмосфера в доме. Т.е. отвечаем на вопрос «зачем делаем?».

Рабочий проект (стандартный вариант): спецификация (перечень документов РП); текст программы; описание программы; руководства пользователя. Последнего может быть несколько (например, руководство по глажке кота, руководство по уходу за роботом, руководство кота, руководство хозяина…). На вопрос «что писать в документах и в какой последовательности?» отвечает методичка по стандартизации доцента Ивченко

Пояснительная записка обычно имеет такие части: сбор и анализ требований; проектирование (включая структуру программы и БД, интерфейс пользователя); разработка; тестирование и отладка; охрана труда; анализ результатов и выводы. Для магистрантов добавляется еще исследовательская часть. Общий объем около 100 стр. Раздел должен быть не менее 10 страниц, иначе – объединяйте.

Обратите внимание, что существует стандарт вуза, в котором расписаны все правила форматирования.

В какой последовательности делать?

Начинать лучше всего с первого раздела. Сбор требований (обзор аналогов, литературы, заинтересованные стороны (интервью с заказчиком, анкетирование конечного пользователя и т.п.)) даст вам представление, что уже существует, что актуально, а также может натолкнуть на мысль об удачном решении именно вашей задачи.

Далее пишем ТЗ. Оно должно быть полным и понятным. Дайте кому-то стороннему, если он после прочтения поймет, что должно получиться в результате работы, можно надеяться, что ТЗ вышло более или менее нормальным.

Потом проект. Тут советую перечитать стандарт UML , вспомнить основные принципы построения ER-диаграмм. По этим частям на защите обычно много вопросов. Особое внимание стоит уделить проектированию логической структуры данных.

Далее программа. Уровень подготовки у всех разный, но в любом случае у вас будут ошибки, особенно логические. А возможно вы поймете, что надо переделать целый модуль. Совет: фиксируйте все свои ошибки! Запишите в чем суть ошибки, отследите ее повторяемость, далее отлаживайте. Все основные шаги записывайте. И не забудьте пометить, на чем в итоге остановились. И, о чудо, – готов пункт об отладке из раздела ПЗ. Если вы не будете записывать этого сразу, то потом мало что вспомните, а раздел должен быть и придется фантазировать.
По ходу написания программы корректируйте также и диаграммы.

Если хотите, чтобы руководитель более детально посмотрел вашу работу, приносите ее по частям.

Подписывают документы в таком порядке: студент, руководитель, нормоконтролер (каф. КИТ – ас. Клименко И. В. (941, 942, 955 + заочники), Куропятник Е. С. (951)), зав.каф.

И главное: каждую неделю вы должны быть готовы показать, что нового сотворили…

На этом, пожалуй, закончим. Удачи и до встречи на процентовке и нормоконтроле ;)

«Надо путаться, рваться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать... А спокойствие есть подлость душевная!..» Л. Толстой.
// Елена Куропятник
Размещено: 5 марта 2017
НОВОСТИ И СОБЫТИЯ
Какие важные события произошли, что интересного ожидается. Будьте в курсе, участвуйте, делитесь впечатлениями!
Cache Memory 2018
Время бежит быстро. Кажется совсем недавно Таня Демина на третьем курсе писала свои первые заметки на только что переродившийся сайт КиберАкадемия, "раскачивала" активность тогдашних первокурсников, участвовала в большом вечере 50-летия факультета. И вот уже она защитила магистерскую работу и делится впечатлениями об итогах учебы на кафедре ЭВМ. Послушаем... Сейчас наша осознанная жизнь делится всего на несколько этапов: садик, школа, профильное обучение, работа, семья и внуки. Начало и конец каждого из этапов - что-то действительно большое и важное событие. Получается всего 6 пунктов, как и 6 курсов университета... Первый курс почти “садик” - абитуриента ещё поддерживают родители, преподаватели…
Прикафедральный кружок "Юный поЭт"
немного подробностей об этом видео: По правде говоря первоначальной идеей была в общем-то и не идея, а по сути банальщина: подставить под данные преподавателями ответы - левые вопросы, причем, что именно подставлять, было совершенно не ясно :) Но, поскольку Сан Палыч во время интервью сказал, что ваша идея мне понятна, дав, собственно, понять, что это не очень интересно (что по сути понимали и мы ;) ), а Денис Александрович, как партизан на допросе, всячески юлил и уходил от диалога, давая либо односложные либо пространные ответы (хотя все-таки попался :) ) получилось совершенно не то, что задумывалось. И хорошо, что так получилось! Итак, завлекал преподавателей в аудиторию: А.Б. не боялся задавать вопросы, глядя прямо в глаза Д.А. и другим, а также голос за кадром: Вова К. всячески поддерживал всех причастных: Таня К. рифмоплетствовал и монтажировал: Шурик
Тост и финальная песня
49000 Днепр, Украина
улица Лазаряна 2, ДИИТ
Телефон деканата: +38 (056) 373-15-52
Кибер Академия
Факультет «Техническая кибернетика» ДИИТа
Так ли часто мы говорим по душам, в особенности, если велика разница в возрасте?

А ведь это важно и необходимо: если общение идет на равных, то младшим и старшим наверняка есть, чем поделиться друг с другом.

Наш клуб задуман именно как место для подобного общения. Между преподавателями и студентами в первую очередь - но не только.
© 1965-2019 ФАКУЛЬТЕТ «ТЕХНИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА» ДИИТа